Перед нами, казалось бы, привычная на первый взгляд картина монашеской жизни: пожилая монахиня, к которой с нежностью и любовью прильнула молодая послушница, келья, Священное писание. Но есть один предмет, который выбивается из этого привычного строя, удивляет – военная гимнастерка, пестрящая орденами и медалями. Монахиня касается рукой не столько своих наград, сколько воспоминаний, связанных с ними. Каждая награда – веха ее героической жизни. Матушка Адриана, в миру Наталья Владимировна Малышева, в 19 лет ушла добровольцем на фронт. Она хорошо знала немецкий язык и стала разведчицей легендарной 16-й армии К. Рокоссовского. Она совершала многократные вылазки в тыл врага за сведениями о местоположении, технике, родах войск противника. Участвовала в Сталинградской и Курской битвах. После войны она окончила МАИ и 35 лет проработала в НИИ-88, которым руководил С.П. Королев. Была конструктором двигателей для ракет. А в 1993 г. Малышева приняла монашеский постриг и под именем Адрианы долгие годы служила в московском подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря. Монахиня и разведчица уместились в одном человеке. «Вы спрашиваете, что общего между долей монахини и долей разведчицы? Много общего! Ведь и там, и тут цель одна – о себе забываешь, когда нужно помочь другому» – улыбается матушка Адриана.
Благодаря мастерству и сердцу художника, на полотне искусно переплетается прошлое и настоящее, история и современность. Отставной майор в черном одеянии, матушка Адриана и сейчас словно на боевом посту. Картину можно сравнить с иконой, настолько светлым и чистым создан художником образ героини. Среди приглушенного, затемненного фона с особой выразительностью выступает фигура матушки. Белый апостольник выделяет лицо монахини. Кажется, оно светится изнутри, озаряя все вокруг. Всматриваешься в картину и замечаешь, как самому становится отрадно на душе, и хочется улыбнуться в ответ с любовью и благодарностью к этой великой женщине.
Читать далее